Версия для слабовидящих

 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ГРАЖДАН И ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

В центре созданы все необходимые условия для проведения психолого-педагогической реабилитации инвалидов,  детей-инвалидов по зрению.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ 

Психологическая реабилитация  инвалидов  по зрению  старше 18 лет включает:

  •         психологическую диагностику;
  •         оказание психологической поддержки: психологический тренинг (релаксация), беседы, способствующие мобилизации  активности

Психологическая  реабилитация детей-инвалидов  по зрению включает:

  • психологическую   диагностику;
  • психологическую  коррекцию;
  • коммуникативный тренинг;
  • психологическое консультирование сопровождающих лиц или законных представителей детей


При проведении  коррекционной работы используются:

  • Пособие «Прозрачный мольберт». В  процессе  совместной  работы с психологом или  другим ребенком приобретаются  навыки сотрудничества. Очень эффективно использование прозрачного мольберта в период адаптации.   Занятия на мольберте стиму­лируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с психологом и детьми.
  • Дидактические пособия по системе Монтессори. Занятия с использованием Монтессори-материалов стиму­лируют познавательную активность ребенка, позволяют преодолевать недостатки развития познавательной сферы, сенсорных способностей, мелкой моторики, а также личностных качеств, у  детей-инвалидов с патологией зрения.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

«Обучение социально-средовой адаптации: пространственное ориентирование и  мобильность»

При прохождении реабилитации по данному курсу специалисты обучают инвалидов, детей-инвалидов по зрению комфортному и  безопасному передвижению в пространстве с помощью белой трости и защитных техник, ориентированию с помощью тифлотехнических средств:

- звукового локатора «Сонар» –  это прибор, предназначенный для облегчения пространственной ориентации инвалидов по зрению при самостоятельном перемещении по улицам или в помещении. Для измерения расстояний используется ультразвуковая локация.

- электронного компаса «Пеленг-01» - это прибор, предназначенный  для облегчения пространственной ориентации инвалидов по зрению при самостоятельном перемещении по открытому пространству, лишенному локальных ориентиров. Для определения направления геомагнитных линий используются электронные датчики магнитного поля.

- определителя препятствий «Ray»- это маленькая система ориентирования, основанная на ультразвуковой технологии. Этот чувствительный прибор является дополнением к белой трости и помогает пользователю при помощи ультразвуковых датчиков заранее заметить предметы и препятствия. Между ультразвуковыми датчиками находится небольшое отверстие с датчиком света, что позволяет использовать Ray, как детектор света.

Для обучения разработаны специальные методические программы, учитывающие индивидуальные особенности  инвалидов, детей-инвалидов  по зрению, их зрительные возможности, а также уровень развития навыков ориентировки и практических действий.

«Обучение пространственному ориентированию и мобильности с помощью GPS-навигации»

Обучение пространственному ориентированию и мобильности с помощью GPS-навигации инвалиды по зрению проходят на сенсорных устройствах. Они учатся пространственно мыслить, осознанно ориентироваться в пространстве с помощью сенсорных устройств со спутниковой навигацией. В рамках курса проходит знакомство с основами управления сенсорным устройством, приложениями и программами, работа с навигационной программой «OSMAND», формирование навыков самостоятельного передвижения с помощью этой программы.

 Каждому прошедшему курс обучения выдаётся в пользование бесплатный телефон (смартфон).

«Обучение компьютерной грамотности»

Занятия по обучению компьютерной грамотности направлены на обучение незрячих и слабовидящих  пользователей свободному общению с компьютером, на демонстрацию  возможностей, которые открывает перед ними компьютерная  техника. Инвалиды, дети-инвалиды  по зрению  обучаются десятипальцевому методу печати, работе на компьютере без зрительного контроля при выключенном мониторе.

На занятиях используются такие приборы, как брайлевский дисплей, брайлевский органайзер, брайлевский тифлокомпьютер. Инвалиды, дети-инвалиды по зрению, проходящие реабилитацию в центре могут познакомиться с правилами управления сенсорными устройствами с помощью тактильных движений пальцами  и озвучивания всех действий.

«Обучение чтению и письму по системе Брайля»

На занятиях по данному курсу у  инвалидов, детей-инвалидов по зрению, родителей, имеющих детей-инвалидов по зрению формируются навыки чтения и письма по системе Брайля, а также практические умения по использованию технических средств реабилитации, предназначенных для чтения и письма по системе Брайля.

В рамках данного реабилитационного курса специалисты обучают инвалидов, детей-инвалидов по зрению навыкам работы с тифлоприборами.

«Обучение социально-бытовой ориентировке и адаптации»

При прохождении реабилитационного курса у инвалидов, детей-инвалидов  по зрению формируются навыки личной гигиены, отрабатываются практические умения без зрительного контроля приготовить пищу, расположить мебель и необходимые предметы в квартире, погладить бельё, почистить обувь.

 Для обучения доступным навыкам разработаны специальные реабилитационные программы, в том числе повозрастные программы для детей. Инвалиды по зрению знакомятся с современными техническими средствами реабилитации и учатся управлять бытовыми приборами через специальное приложение смартфона.