Обычная версия сайта

Материалы

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Психолого-педагогические мероприятия, входящие в комплексную  реабилитацию детей, детей-инвалидов с речевой патологией  проводят опытные психологи, логопеды, дефектолог.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Психологическая реабилитация  направлена на оказание психологической помощи: восстановление, коррекцию нарушенных психических функций и состояний детей, детей-инвалидов с речевой патологией.

Одна из основных задач психологической реабилитации детей, детей-инвалидов с речевой патологией  – это  коррекция эмоционально-личностной  и эмоционально-волевой сферы. В процессе коррекционной работы проводятся групповые занятия, направленные на совершенствование коммуникативных навыков.

Коррекционные занятия, направлены на развитие восприятия, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, а также  правильной координации всех частей тела, мелких и точных движений пальцев рук. Для повышения эффективности  психологической реабилитации в коррекционной  работе  активно используются методы "ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" и   "АКВАТЕРАПИЯ".

При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми, детьми-инвалидами с речевой патологией предложенного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

В центре созданы условия, способствующие максимальному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей, детей-инвалидов с речевой патологией, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Коррекционная работа на индивидуальных логопедических занятиях осуществляется по следующим направлениям: развитие речевого дыхания, фонематических процессов, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя, связной речи, активизация и обогащения словаря.

В коррекционной логопедической работе с детьми, детьми-инвалидами с речевой патологией применяется логопедический массаж.   Логопедический массаж - это логопедическая техника, которая применяется, только в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц периферического речевого аппарата.


В педагогической реабилитации детей, детей-инвалидов с речевой патологией активно используются компьютерные технологии.

Логоритмические занятия способствуют преодолению речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых функций и в конечном итоге адаптации ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.
Логоритмические занятия направленны на развитие моторных и сенсорных функций, дыхания, координации движений, чувства ритма, а также на формирование двигательных навыков и умений, воспитание выносливости, ловкости.

В реабилитации детей, детей-инвалидов с речевой патологией используется логотерапевтический - аппаратно-программный  комплекс (Автор: А.А. Сметанкин). Комплекс предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции у детей с 4 лет методом биологически обратной связи (БОС).

Этапы совершенствования и коррекции речи методом БОС:

На разных этапах коррекции речи используется различный речевой материал, который появляется на экране монитора в фазе равномерного речевого выдоха. Задания разного типа обеспечивают высокий уровень мотивации для выработки требуемого типа дыхания. Все выполняемые задания  по указанным  сюжетам производятся под постоянным контролем с помощью БОС. При этом фиксируются изменения текущего состояния ребёнка  и изменения степени его овладения новым речевым стереотипом.

  • нормализирует мышечный тонус общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшает проявления парезов и параличей мышц речевого аппарата;
  • снижает патологические проявления, сопутствующие нарушениям двигательной функции мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, патологические рефлексы орального автоматизма, девиации, гиперсаливация и т.п);
  • стимулирует кинестетические и проприоцептивные ощущения;
  • увеличивает объем и амплитуду артикуляционных движений;
  • формирует произвольные, координированные движения органов артикуляции. Благодаря использованию логопедического массажа в коррекционной работе сокращается время становления правильного звукопроизношения, быстрее развиваются фонематические процессы, улучшается координация мелкой моторики рук, что в результате приводит к повышению качества устной речи детей.
  1. Выработка диафрагмально-релаксационного дыхания.
  2. Постановка плавного равномерного удлинённого выдоха.
  3. Поэтапное совершенствование и коррекция речевой функции.