СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ГРАЖДАН И ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
В центре созданы все необходимые условия для проведения психолого-педагогической реабилитации граждан и детей со зрительной патологией.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Психологическая реабилитация инвалидов старше 18 лет включает:
- психологическую диагностику ( индивидуальную, групповую);
- оказание психологической поддержки: психологическая профилактика, консультирование, просвещение;
- психологическую коррекцию: тренинг когнитивных функций (интеллектуальный тренинг), социально-психологический тренинг, регулятивный тренинг, тренинг специальных умений и навыков.
|
Психологическая реабилитация детей-инвалидов включает:
- психологическую диагностику;
- психологическую коррекцию;
- коммуникативный тренинг;
- психологическое консультирование сопровождающих лиц или законных представителей детей
На занятиях используются пособия:
В коррекционной работе применяются следующие методы и технологии:
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА используется как дополнительный инструмент и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребенка. Комната оснащена современным оборудованием и предназначена для профилактики психофизических и эмоциональных нагрузок, создания положительного эмоционального состояния у ребенка.
В АУ СОН ТО «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» совместно с АУ СОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов» и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с ноября 2019 года начата реализация мероприятий по коррекционной социально-медицинской программе «Умничка»: организация социально-психологического, социально-медицинского, педагогического сопровождения детей в возрасте от рождения до трех лет с выявленными нарушениями. В рамках реализации комплекса мероприятий психологи центра проводят занятия с применением следующего оборудования:
Коррекционные занятия с психологами проходят с использованием высокотехнологичного, современного, развивающего оборудования – интерактивный пол Magium.
Оборудование используется для:
- развития координации движений при моторных нарушениях;
- улучшения памяти и зрительного восприятия информации при ЗПР, СДВГ, ЗРР;
- коррекции памяти и поведения при психических нарушениях и заболеваниях нервной системы;
- обеспечения социальной адаптации ребёнка и его навыков командного взаимодействия.
Играя с Magium дети получают уникальные эмоции, которые, безусловно, самым положительным образом сказываются на их психологическом и физическом развитии.
«Обучение социально-средовой адаптации: пространственное ориентирование и мобильность»
При прохождении реабилитации по данному курсу специалисты обучают инвалидов, детей-инвалидов со зрительной патологией комфортному и безопасному передвижению в пространстве с помощью белой трости и защитных техник, ориентированию с помощью следующих тифлотехнических средств:
- звуковой локатор «Сонар» – прибор предназначен для облегчения пространственной ориентировки слепых и слабовидящих людей при самостоятельном перемещении по улице или в помещении. Для измерения расстояний используется ультразвуковая локация.
- электронный компас «Пеленг-01» – прибор предназначен для облегчения пространственной ориентировки слепых и слабовидящих людей при самостоятельном перемещении в открытом пространстве, лишенном локальных ориентиров. Для определения направления геомагнитных линий используются электронные датчики магнитного поля.
- определитель препятствий «Ray» – это чувствительный прибор, который является дополнением к белой трости. Прибор помогает пользователю при помощи ультразвуковых датчиков заранее заметить предметы и препятствия. Между ультразвуковыми датчиками находится небольшое отверстие с датчиком света, что позволяет использовать Ray, как детектор света.
- ультразвуковые очки «iGlasses»–это лёгкие и стильные очки со встроенным ультразвуковым определителем препятствий. Очки реагируют вибрацией на объекты на расстоянии от 3-х метров и ближе. Вибрация пошагово увеличивается по мере приближения к препятствию. Когда расстояние достигает 70 см и ближе вибрация становится постоянной.
-
умный помощник «Робин» – это инновационный продукт, который помогает людям с нарушениями зрения ориентироваться в окружающем пространстве. «Робин» – это небольшое носимое устройство. По форме оно напоминает камеру, которая комфортно помещается в руку пользователя. «Робин» расскажет, что находится вокруг. Предупредит о неожиданном препятствии. Найдет человека поблизости и позволит уверенно к нему обратиться. Устройство способно стать надежным спутником в повседневной жизни незрячего человека.
Для обучения разработаны специальные методические программы, учитывающие индивидуальные особенности инвалидов, детей-инвалидов, их зрительные возможности, а также уровень развития навыков ориентировки и практических действий.
«Обучение пространственному ориентированию и мобильности с помощью GPS-навигации»
В рамках курса проходит знакомство с основами управления сенсорным устройством, приложениями и программами, работа с навигационной программой «OSMAND». Инвалиды старше 18 лет со зрительной патологией учатся ориентироваться в пространстве с помощью сенсорных устройств со спутниковой навигацией для формирования навыков самостоятельного передвижения. По окончанию обучения инвалидам старше 18 лет выдаётся в пользование бесплатный телефон (смартфон).
«Обучение компьютерной грамотности»
Занятия по обучению компьютерной грамотности направлены на обучение незрячих и слабовидящих пользователей свободному общению с компьютером, на демонстрацию возможностей, которые открывает перед ними компьютерная техника. Инвалиды, дети-инвалиды со зрительной патологией обучаются десятипальцевому методу печати, работе на компьютере без зрительного контроля при выключенном мониторе.
На занятиях используются такие приборы, как брайлевский дисплей, брайлевский органайзер, брайлевский тифлокомпьютер. Инвалиды, дети-инвалиды со зрительной патологией, проходящие реабилитацию в центре, могут познакомиться с правилами управления сенсорными устройствами с помощью тактильных движений пальцами и озвучивания всех действий.
«Обучение чтению и письму по системе Брайля»
На занятиях по данному курсу у инвалидов, детей-инвалидов со зрительной патологией и сопровождающих лиц формируются навыки чтения и письма по системе Брайля, а также практические умения по использованию технических средств реабилитации, предназначенных для чтения и письма по системе Брайля.
В рамках данного реабилитационного курса специалисты обучают инвалидов, детей-инвалидов со зрительной патологией и сопровождающих лиц навыкам работы с брайлевскими техническими средствами.
«Обучение социально-бытовой ориентировке и адаптации»
При прохождении реабилитационного курса у инвалидов, детей-инвалидов со зрительной патологией формируются навыки личной гигиены, отрабатываются практические умения без зрительного контроля приготовить пищу, расположить мебель и необходимые предметы в квартире, погладить бельё, почистить обувь. Для повышения эффективности реабилитационного процесса на занятиях с детьми-инвалидами со зрительной патологией используются дидактические пособия, изготовленные специалистами центра "Пышма".
Для обучения доступным навыкам разработаны специальные реабилитационные программы, в том числе повозрастные программы для детей. Инвалиды со зрительной патологией знакомятся с современными техническими средствами реабилитации и учатся управлять бытовыми приборами через специальное приложение смартфона.
«Развитие мелкой моторики»
Арттерапия – это любая творческая деятельность (любое рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество.
Арттерапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в ребенке важные социальные навыки. Занятия арттерапией дает возможность укрепить память, развивает внимание, мышление и навыки принятия решений.
ЛЕПКА
Работа с пластическим материалом: пластилином, соленым тестом, глиной.
В лепке представление о форме достигаются и зрительным и осязательным путем одновременно. А, как известно, чем больше различных анализаторов принимает участие в восприятии, тем это восприятие прочнее сохраняется в памяти, тем оно становится более верным и полным. Развивая чувство активного осязания, лепка содействует лучшему пониманию форм предметов окружающего мира.