Материалы
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Психолого-педагогические мероприятия, входящие в комплексную реабилитацию детей, детей-инвалидов с речевой патологией проводят опытные психологи, логопеды, дефектологи.
В рамках психологической реабилитации предоставляются следующие виды услуг:
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция;
- психологическое консультирование сопровождающих лиц или законных представителей ребенка.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Психологическая реабилитация детей, детей-инвалидов с речевой патологией направлена на нормализацию отдельных психических процессов, оптимизацию механизмов психической адаптации, а также профилактику нервно-психических расстройств у детей, детей- инвалидов с речевой патологией.
Коррекционные занятия направлены на развитие восприятия, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, а также правильной координации всех частей тела, мелких и точных движений пальцев рук.
Для повышения эффективности психологической реабилитации в коррекционной работе активно используются следующие методы:
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА — это возможность расширения жизненного опыта детей с нарушением речи, обогащение их чувственного мира. Пребывание детей в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности.
С ноября 2019 года в центре «Пышма», совместно с АУ СОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов» и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, начата реализация мероприятий по коррекционной социально-медицинской программе «Умничка»: организация социально-психологического, социально-медицинского, педагогического сопровождения детей в возрасте от рождения до трех лет с выявленными нарушениями. В рамках реализации комплекса мероприятий психологи центра проводят занятия с применением следующего оборудования:
Коррекционные занятия с психологами проходят с использованием высокотехнологичного, современного, развивающего оборудования – интерактивный пол Magium.
Оборудование используется для:
- развития координации движений при моторных нарушениях;
- улучшения памяти и зрительного восприятия информации при ЗПР, СДВГ, ЗРР;
- коррекции памяти и поведения при психических нарушениях и заболеваниях нервной системы;
- обеспечения социальной адаптации ребёнка и его навыков командного взаимодействия.
Играя с Magium дети получают уникальные эмоции, которые, безусловно, самым положительным образом сказываются на их психологическом и физическом развитии.
Педагогическая реабилитация детей, детей-инвалидов с речевой патологией направлена на коррекцию общего недоразвития речи, фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста, нарушений письменной и устной речи у детей школьного возраста, заикания.
В центре созданы условия, способствующие максимальному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей, детей-инвалидов с речевой патологией, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Коррекционная работа на индивидуальных логопедических занятиях осуществляется по следующим направлениям: развитие речевого дыхания, фонематических процессов, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя, связной речи, активизация и обогащения словаря.
В коррекционной логопедической работе с детьми, детьми-инвалидами с речевой патологией применяется логопедический массаж. Логопедический массаж - это логопедическая техника, которая применяется, только в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц периферического речевого аппарата.
В педагогической реабилитации детей, детей-инвалидов с речевой патологией активно используются компьютерные технологии направленные на коррекцию общего недоразвития речи: «Игры для тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», программно-дидактические комплексы «Логомер» и «Логомер2», логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп», «Цицерон. ЛОГО диакорр 1», а также программа «Море Словесности», позволяющая работать над профилактикой и коррекцией нарушений письма детей от 6 до 13 лет. В реабилитации детей, детей-инвалидов с речевой патологией используется логотерапевтический - аппаратно-программный комплекс (Автор: А.А. Сметанкин). Комплекс предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции у детей с 4 лет методом биологической обратной связи (БОС).
Этапы совершенствования и коррекции речи методом БОС:
На разных этапах коррекции речи используется различный речевой материал, который появляется на экране монитора в фазе равномерного речевого выдоха. Задания разного типа обеспечивают высокий уровень мотивации для выработки требуемого типа дыхания. Все выполняемые задания по указанным сюжетам производятся под постоянным контролем с помощью БОС. При этом фиксируются изменения текущего состояния ребёнка и изменения степени его овладения новым речевым стереотипом.
- нормализирует мышечный тонус общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
- уменьшает проявления парезов и параличей мышц речевого аппарата;
- снижает патологические проявления, сопутствующие нарушениям двигательной функции мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, патологические рефлексы орального автоматизма, девиации, гиперсаливация и т.п);
- стимулирует кинестетические и проприоцептивные ощущения;
- увеличивает объем и амплитуду артикуляционных движений;
- формирует произвольные, координированные движения органов артикуляции. Благодаря использованию логопедического массажа в коррекционной работе сокращается время становления правильного звукопроизношения, быстрее развиваются фонематические процессы, улучшается координация мелкой моторики рук, что в результате приводит к повышению качества устной речи детей.
- Выработка диафрагмально-релаксационного дыхания.
- Постановка плавного равномерного удлинённого выдоха.
- Поэтапное совершенствование и коррекция речевой функции.
МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ направленны на развитие моторных и сенсорных функций, дыхания, координации движений, чувства ритма, а также на формирование двигательных навыков и умений, воспитание выносливости, ловкости. На музыкально-ритмических занятиях используются музыкальные инструменты, интерактивная доска для демонстрации учебных материалов, видео фрагментов, интерактивных игр и упражнений, направленных на развитие мелодико-ритмико– интонационной стороны речи, координации движений тела с речью. Это позволяет ускорить процесс обучения и сделает его более наглядным.
В КАБИНЕТЕ ТЕЛЕСНО -ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся коррекционные занятия, направленные на совершенствование и коррекцию моторных функций, повышение сенсорной чувствительности, развитие речи, снятие психофизических зажимов, формирование коммуникативной и экспрессивной функции речи. Кабинет укомплектован и оснащен современным оборудованием: сенсорно – динамический зал «Дом Совы», тактильная и сенсорная дорожки, сухой бассейн с подсветкой, мягкие модули–тренажеры, стол со светодиодный подсветкой для рисования песком. Для веселых игр имеется «Волшебный шатер», маты, батут, стол с бусинами, напольная подушка, балансировочная доска- лабиринт, различные мячи, кресла для релаксации.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Арттерапия – это любая творческая деятельность (любое рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество.
Арттерапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в ребенке важные социальные навыки. Занятия арттерапией дает возможность укрепить память, развивает внимание, мышление и навыки принятия решений.
ЛЕПКА
Работа с пластическим материалом: пластилином, соленым тестом, глиной.
В лепке представление о форме достигаются и зрительным и осязательным путем одновременно. А, как известно, чем больше различных анализаторов принимает участие в восприятии, тем это восприятие прочнее сохраняется в памяти, тем оно становится более верным и полным. Развивая чувство активного осязания, лепка содействует лучшему пониманию форм предметов окружающего мира.