Материалы
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
С июня 2022 года центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» приступил к реализации пилотного проекта по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, проживающих на территории Тюменской области.
Цель пилотного проекта: отработка подходов к оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с использованием электронного сертификата.
Участники пилотного проекта: дети от 4 до 17 лет (включительно), которым категория «ребенок-инвалид» установлена впервые.
В Центре услуги по комплексной реабилитации и абилитации могут получить дети-инвалиды, относящиеся:
-
ЦРГ 1.2. Дети-инвалиды с преимущественными специфическими расстройствами психологического развития, в том числе вследствие хромосомных нарушений и других врожденных или приобретенных в раннем возрасте причин (расстройства развития речи и языка, учебных навыков, моторных функций)
-
ЦРГ 2 Дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (зрения)
-
ЦРГ 3 Дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (слуха)
-
ЦРГ 4 Дети-инвалиды с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения)
-
ЦРГ 5 Дети-инвалиды с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций различного генеза, не включенные в другие целевые реабилитационные группы
Условия проживания: 2-х, 3-х местные номера с санузлом, телевизором, холодильником.
Питание: пятиразовое для детей-инвалидов и трёхразовое для сопровождающих лиц.
Центр состоит из 6 корпусов, соединенных теплыми переходами. Для организации досуга имеются игровые комнаты, уличные игровые и спортивные площадки, тренажёры.
Услуги по комплексной реабилитации и абилитации проводятся по 7 основным направлениям:
Социально-бытовая реабилитация и абилитация
На практических занятиях у ребенка (в соответствии с возрастом) формируются (в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств):
|
-навыки личной гигиены, одевания и раздевания |
|
-навыки поддержания порядка в быту, умение безопасно пользоваться бытовыми приборами |
|
-навыки безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация «свой-чужой», навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома – пожар, взлом, утечка газа и др.) |
Используемые методики и технологии
-
Методика «Оккупационная (повседневная) терапия»
-
Игровые технологии
-
Технологии, применяемые для снятия зрительных и двигательных нагрузок
-
Технологии многочувственного (полисенсорного) восприятия
-
Технологии проблемного обучения и формирования основ безопасного поведения
Социально-средовая реабилитация и абилитация
На практических занятиях у ребенка-инвалида (в соответствии с возрастом) формируются (в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств):
|
-навыки персональной безопасности в условиях городской/сельской среды при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками и т.д. |
|
-навыки пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ, медицинские организации, покупка билетов и т.д.) |
|
-умения распоряжаться денежными средствами, производить денежные расчеты при оплате услуг и покупок |
Используемые методики и технологии
-
Наблюдение за культурой поведения детей в группе по программе А.М. Щетининой (определение наличия знаний о различных видах социальной культуры в общении с людьми (взрослыми и сверстниками).
-
Обучение слепых пространственной ориентации по методике М.Н. Наумова.
-
Моделирование средовых ситуаций в условиях кабинета «Магазин» (товарно-денежные расчеты) обращение к окружающим за помощью, в том числе к специалистам учреждений «Больница», «Парикмахерская» и д.р.
Социально-педагогическая реабилитация и абилитация
На практических занятиях у ребенка-инвалида (в соответствии с возрастом) (в том числе с использованием ТСР и ассистивных технологий, рельефно-точечного шрифта Брайля, компьютерных технологий (при необходимости) формируются:
|
-коммуникативные навыки, устная и письменная речь, учебные навыки (счет, письмо, чтение и др.) |
|
-развитие общей и мелкой моторики |
|
-проводятся с ребенком-инвалидом логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма |
Используемые методики и технологии реабилитации у детей с нарушениями речи:
-
«Слоговая структура слова» Четверушкиной Н.С.
-
«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» Большаковой С.Е.
-
«Формирование речи у дошкольников» Ефименковой Л.Н.
-
«Логопедическая ритмика» Волковой Г.А.
-
«Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» Бабушкиной Р. Л., Кисляковой О.М.
-
«Методика обследования самостоятельной речи» Иншаковой О.Б.
-
«Логопедический массаж» Дьяковой Е.А.
-
«Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PЕCS»
Используемые методики и технологии в реабилитации у детей с нарушениями слуха:
-
«Методика развития слухового восприятия и речи у детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами» Королевой И.В.
-
«Формирование устной речи у дошкольников с нарушенным слухом» Пелымской Т.В., Шматко Н.Д.
-
«Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1-12 классов» Кузьмичевой Е.П.
-
«Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» Королевской Т.К. Пфафенродт А.Н.
-
«Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» Назаровой Л.П.
Используемые методики и технологии в реабилитации у детей с нарушениями зрения:
-
Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения (Е.Н. Подколзина)
-
Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения: методическое пособие (Л.Б. Осипова).
-
Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
-
Психолого-педагогическая диагностика (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.).
-
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей») (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.).
Социально-психологическая реабилитация и абилитация
На практических занятиях проводится работа над:
Используемые методики и технологии:
-
Метод сенсорной интеграции
-
Метод нейропсихологической коррекции
-
Сказкотерапия
-
Песочная терапия
-
Арт-терапия (рисование)
-
«ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОЛ MAGIUM»
-
«Программно-методический комплекс МОБИ «Дуэт»
-
«Программно-методический комплекс МОБИ «Знайка»
-
Комплекс с видеобиоуправлением «Игры с Тимом»
-
Программно-модульное устройство для тренировки двигательных навыков «Баланс»
Социокультурная реабилитация и абилитация
На практических занятиях проводится работа над:
Используемые методики и технологии:
-
Изотерапия
-
Музыкотерапия
-
Танцевально-двигательная терапия
-
Сказкотерапия
-
Библиотерапия
-
Игротерапия и др.
Профориентация (с 14-ти летнего возраста)
Практические занятия с ребенком-инвалидом с целью:
-формирования психологической готовности к выбору профессии
-коррекции неадекватного профессионального выбора
-формирования, коррекции и развития профессионально-значимых качеств, необходимых для будущей профессии
-обучения навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и т.д.)
Адаптивная физическая культура
Проведение практических занятий, в том числе с использованием высокотехнологичного оборудования, направленных на:
-формирование (восстановление) мобильности ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств
-формирование (восстановление) способности к манипулированию предметами и объектами ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств
-формирование (восстановление) мобильности ребенка в естественных жизненных ситуациях (способности к передвижению, изменению позы тела и перемещению тела)
В учреждении создана доступная среда (стоянка для инвалидов, наличие звуковых маяков, информационные тактильные мнемосхемы, специальные поручни, стационарная информационная (индукционная) система, электронные табло «бегущая строка», информационные терминалы).
Дополнительная информация
Информация об участии в пилотном проекте
-
Услуги по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в ходе пилотного проекта предоставляются бесплатно с использованием механизма электронного сертификата.
-
Электронный сертификат – это электронная запись в реестре, которая привязывается к номеру Вашей банковской карты платежной системы МИР, выпущенной любым банком Российской Федерации. Сами денежные средства на карту не перечисляются, а резервируются в Федеральном казначействе, до совершения покупки.
-
Наличие действующей карты МИР является обязательным условием для получения сертификата.
-
Данные действующей карты МИР нужно предоставить в учреждение МСЭ для передачи этой информации в ФСС, который и формирует электронный сертификат.
-
Услуга предоставляется в стационарной форме в соответствии со стандартами предоставления услуг:
- стационарная форма без сопровождаемого проживания включает в себя проживание и пятиразовое питание детей-инвалидов без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц;
- стационарная форма с сопровождаемым проживанием включает в себя проживание и пятиразовое питание детей-инвалидов и трехразовое питание сопровождающих детей-инвалидов лиц.
-
Курс оказания услуг должен быть завершен не позднее 12 месяцев со дня установления ребенку категории «ребенок-инвалид» впервые в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы пилотного региона.
-
Право переноса сроков и смены организации (федерального учреждения) предоставляется ребенку-инвалиду однократно и должно быть реализовано в период действия электронного сертификата.
-
Решение о замене организации (федерального учреждения) или продолжении курса оказания услуг в иной период может быть принято в течение первых 3 календарных дней после начала оказания услуги.
-
С родителями (законными представителями) детей-инвалидов заключается договор на оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации.
-
Оплата услуги осуществляется банковской картой платежной системы МИР, которая была указана Вами в учреждении МСЭ. Оплата приобретаемой услуги по комплексной реабилитации и абилитации осуществляется в начале курса оказания услуг.
Информация о правах и обязанностях родителей (законных представителей) и детей-инвалидов»
-
право на отказ от одного или нескольких видов мероприятий, включенных в услугу, а также условия прекращения или приостановки отдельных видов мероприятий, включенных в услугу, и (или) услуги в целом;
-
права на конфиденциальность информации и защиту персональных данных, защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
право на обеспечение условий пребывания в организации, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
-
право на информированность в части путей передвижения и расположения кабинетов.
Медицинские противопоказания для получения услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Перечень медицинских документов, предъявляемых при поступлении на комплексную реабилитацию и абилитацию в АУ СОН ТО «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма
Памятка для родителей
Информация для родителей на официальном сайте ФСС РФ (ССЫЛКА)
Информация по пилотному проекту на официальном сайте МСЭ РФ (ССЫЛКА)
Центр находится по адресу:
625530, Тюменская обл., м.р-н Тюменский С.П. Винзилинское, ТЕР. ФАД. Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск, км. 28-ой, ЗД. 8
Режим работы учреждения — круглосуточно.
Контакты:
Сектор по сопровождению клиентов
Тел: +7 (3452) 68-21-06