25.05.2020
«Обучение чтению и письму по системе Брайля» Основные реабилитационные направления для инвалидов, детей-инвалидов по зрению, проводимые в центре «Пышма» |
Только при условии овладения системой Брайля слепые и слабовидящие дети могут успешно овладеть грамотой. Какие бы ни создавались тифлотехнические средства, как бы глубоко ни вошла в жизнь незрячих компьютерная техника для получения и переработки информации, без первоначальной элементарной грамотности незрячий (как любой другой человек) не сможет качественно овладеть всей системой знаний, не овладеть человеческой культурой. Только при использовании системы Брайля незрячий может стать по-настоящему грамотным и образованным человеком.
При знакомстве с рельефно-точечным шрифтом по системе Луи Брайля у детей-инвалидов по зрению, детей-инвалидов, имеющих заболевания органов зрения и сопровождающих их лиц формируются умения читать и писать рельефно-точечным шрифтом литературные и математические тексты. Формируются умения и навыки пользования тифлотехническими средствами реабилитации для чтения и письма по системе Л. Брайля, развивается осязание для работы с рельефно-графическим материалом, рельефно-точечным изображением, развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность пальцев рук; происходит развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, формируются основные навыки культуры поведения и общения, а также необходимых для обучения качеств (терпение, умение преодолевать трудности, понимание необходимости прилагать усилия, чтобы довести начатое дело до конца, умение планировать свои действия и последовательно выполнять их). Формируется стремление к практическому применению полученных знаний.
В процессе обучения используются разнообразные игры и пособия. На занятиях дети обучаются тактильному обследованию брайлевской ячейки, самостоятельному заполнению комбинаций букв и цифр, правильному пользованию прибором для письма и грифелем, распознаванием точечных комбинаций как при помощи зрения, так и без неё.